Давно хотел закинуть эту историю в дайри, а тут наткнулся на одну чудную ссылку и понял, что тянуть кота за хвост более не представляется возможным.
...О царице Хатшепсут и ребенке, дарованном Нилом.Происходило дело это близ Нила в жаркой Сахаре.
Некая Яхмос, жена фараона Египта Тутмоса и его же сестра, родила двух сыновей, которые умерли в детстве, и дочь Хатшепсут.
Не то чтобы фараоны не понимали возможных последствий инцеста, но наследование в период XVIII династии осуществлялось по материнской линии, поэтому по одному лишь праву рождения Тутмос не мог претендовать на престол. А прямая наследница, как женщина, в понятии египтян не очень-то годилась на роль правителя (который суть воплощение Ра). Чётких законов, отстраняющих женщин от власти, впрочем, не было; зато было положение, согласно которому женитьба на законной дочери фараона давала права на трон.
От наложницы Мутнефрет у Тутмоса I был сын – Тутмос II, который унаследовал корону по той же схеме – женился на своей сводной сестре Хатшепсут. У них родились две дочери: Нефру-ра, что умерла в юном возрасте, и Мерит-ра. От наложницы Иси – сириянки, которой дали египетское имя – у Тутмоса II родился сын Тутмос III.
История с престолонаследием готова была повториться, да только Тутмос II правил страной недолго и в 1479 г. до н. э. совсем еще молодым по неизвестной нам причине зачах и отправился в Поля Иалу (в смысле помер), когда его сын был мал еще фараонствовать. И тогда дочь царя, сестра царя и великая жена царя, двадцатипятилетняя Хатшепсут, стала правительницей Египта. Такое случалось – "великие вдовы" до нее трижды в истории садились на трон в случае малолетства наследников и какое-то время правили от их имени.
Тутмос III воспитывался при храме Амона в Фивах, Хатшепсут была при нем регентом до 1473 г.до н.э., когда она, при поддержке главного жреца Сенмута, вместо того, чтобы передать бразды правления племяннику, сама приняла тронное имя Мааткара Хенеметамон и титул фараона. С этого времени ее стали изображать в мужском облике, с накладной бородой и в мужском наряде.
Но все было куда как сложнее и интереснее, нежели обычные придворные интриги. Своих выживших детей мужского пола от фараона у Хатшепсут не было, зато как-то "гуляя по берегу реки и увидев корзинку, увлекаемую течением, она послала пловцов с приказанием доставить её ей. Когда посланные вернулись с корзиною и царевна увидала [в ней] ребёнка, она полюбила его за его величину и красоту… Она указала на него, как на своего желанного наследника, потому что по воле Господа Бога ей не суждено иметь родного сына… Затем его воспитывали с большою заботливостью". Это пишет Иосиф Флавий, I в. н. э. Далее он пишет о намерении дочери фараона сделать найденыша наследником престола.
На каком основании какой-то выловленный из воды неизвестно чей ребенок мог претендовать на престол страны более, чем пусть незаконные, но всё же родные дети фараона? А на том, что для египтян того времени Нил был не просто священной рекой, создавшей цивилизацию – Нил был богом, Великим Хапи. Теперь представим себе следующее: царевна Хатшепсут мечтает о сыне, молит об этом богов. И вот, выйдя на берег Великого Нила, видит в его священных водах корзинку с ребенком, чудесным образом сохраненную от пожрания крокодилами. Просила сына – вот тебе сын. Это не шуточки, объявлять дар Хапи в ответ на молитву случайным совпадением, отвергнуть его – значит, навлечь на себя божественный гнев. А с богом реки, от капризов которой зависит все благополучие страны, ссориться дураков нет. И еще один важный момент: фараон был непосредственно сыном бога, пусть и принявшего облик царя для осуществления зачатия. Так что дитя, ниспосланное богом царице через священные воды Нила в ответ на молитвы, было, в общем-то, ничем не хуже ниспосланного тем же богом царице "стандартным способом", и вполне серьезно рассматривалось, как законный сын и наследник престола.
Честно говоря, вся эта история с плавучей корзинкой довольно мутная – в Месопотамии бог на водах реки тоже периодически откуда-то приносил младенцев, становившихся потом великими политическими деятелями. Но факт остается фактом – у третьего Тутмоса появился малолетний конкурент, имевший более серьезные права на престол.
Так что Тутмос так и остался при храме Амона, а "Божественная Супруга Хатшепсут, занималась делами страны двух земель по собственным предначертаниям. Египет работал, склоняя голову перед ней, прекрасным божественным семенем, исшедшим из бога. Она была канат, которым тянут Север, и столб, к которому прикреплен Юг; она была совершенный кормчий у руля Севера, госпожа, которая отдает распоряжения, чьи превосходные начертания умиротворяют обе земли, когда она говорит…" Это писал архитектор и инженер Инени, служивший еще Тутмосу I и переживший саму Хатшепсут.
Годы ее правления были необычными: страна целых двадцать лет не вела ни одной войны, и не по той причине, что вдруг сделалась слабой – эти двадцать мирных лет стали периодом процветания: строительства прекрасных храмов, географических экспедиций и открытий, развития наук, ремесел и искусств, и одарили Египет необоримой силой, что позволила его армиям после смерти Хатшепсут овладеть землями от Месопотамии до Эфиопии.
Больше всего, если судить по записям, поразила воображение современников морская экспедиция в страну Пунт (где-то в районе современного Сомали). Необычность заключалась в том, что миссия подобного масштаба впервые в истории имела дипломатический, а не военный характер. Эскадра, состоявшая из пяти спроектированных вышеупомянутым Инени кораблей, встретила прекрасный прием со стороны тамошнего правительства, в обмен на свои дары египтяне получили тридцать одно благовонное дерево и груды благовонных смол, черного дерева, слоновой кости, золота, ладана, обезьян, борзых собак и прочие кожи леопардов.
На 22-м году правления Хатшепсут умерла, а может, была свергнута или убита – документов не осталось. Известно только, что Тутмос при поддержке группировки жрецов и аристократов вдруг вышел из забвения, женился на ее дочери Мерит-ра, и стал-таки законным правителем, а приемный сын царицы был обвинен в убийстве и приговорен к смерти, однако ему удалось спастись и бежать в Мадиам. Анафеме подверглись и некоторые из окружения покойной царицы — и ранее умершие, как Сенмут, гробница которого была разрушена, и ещё живые (а вот Инени при Тутмосе III успешно продолжал заниматься своим делом).
Были переписаны все официальные хроники, где имя царицы было заменено на имя царствующего фараона и его предшественников. Обелиски в Карнаке были заложены каменной кладкой, изображения по возможности разбивались, а имя Хатшепсут выбивалось из рельефов и росписей и заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III.
Новый фараон старался, похоже, вообще вычеркнуть из истории память о своей предшественнице. По нашим меркам – обычное дело, но точки зрения древних египтян – нечто совершенно неслыханное. Ситуации, когда наследником фараона становился его враг, в истории Египта бывали, но борьбы с памятью об умершем предшественнике при этом не осуществлялось. Подобный акт вандализма был в истории только два раза (второй раз – когда Хоремхеб проклял Эхнатона, но там отдельная песня). Дело в том, что дух умершего (точнее, его "астральный двойник" – ка) продолжал существовать в мире живых и активно участвовать в их жизни. "Якорем" его в этом мире и служили многочисленные статуи усопшего и начертанные знаки его имени – чем их больше, тем прочнее существование ка. Короче, не вдаваясь в подробности, уничтожение статуй и надписей было для египтян, во-первых, поступком совершенно мерзостным по отношению к усопшему и решительно осуждаемым общественным мнением, а, во-вторых, связано с немалым риском мести со стороны еще "недобитого" ка покойного (особенно ка фараона – ка бога).
Тем не менее Тутмос III решился. Во-первых, это было "чисткой архивов" с целью уничтожить возможность официального восстановления на царстве линии Хатшепсут и ее наследника (впрочем, кавычки с "чистки архивов" можно убрать – папирусных документов, думаю, тоже пожгли немало). Во вторых, Тутмос III не только лишил сына Хатшепсут власти, но и стремился убить его, что не могло не вызвать ее противодействия – новый фараон, чтобы обезопасить себя, боролся с астральным двойником покойной царицы – уничтожая статуи, обелиски, изображения Хатшепсут, он преследовал цель не столько даже уничтожить о ней память, сколько лишить возможности воздействовать на его земные дела.
Вообще говоря, этот парень с хитроватой улыбкой на лице стал очень неплохим фараоном. Я бы даже сказал, великим. Наверно даже, если измерять успех правителя его завоеваниями (А. Македонский вне конкурса), величайшим в истории Древнего Египта.
Он провел семнадцать успешных военных кампаний и создал первую подлинную империю – владения Тутмоса III простирались от Кипра на севере и Евфрата на северо-востоке до V порога Нила на юге и оазисов в Ливийской пустыне на западе, превысив по размерам все существовавшие ранее государства, в том числе Саргона Аккадского и Хаммурапи. За достигнутые при нём рубежи, как на севере, так и на юге, не вышел ни один из его преемников. Египет превратился в могущественную мировую державу, протянувшуюся вместе с подчиненными территориями с севера на юг на 3500 км. Известно, что сфера юрисдикции его военачальника Тути, назначенного губернатором "северных стран", включала, помимо Сирии-Палестины, также Кипр и расположенные в бассейне Эгейского моря очаги крито-микенской цивилизации. Помимо небывалого расширения территории государства, заслугой Тутмоса III было также создание первой в мире профессиональной армии
Тутмос III мирно умер 11 марта 1436 до н. э., оставив огромное государство своему сыну Аменхотепу II, не столь великому. Тот провел ещё один карательный поход в Азию, сопровождавщийся жестокостями против местного населения, резко контрастировавшими с гуманной политикой его отца… И вот тут в Египте вдруг вновь объявился приемный сын Хатшепсут, чтобы спеть ему знаменитую песню "Let`s my people go!"
Флавий: "От того, что он был брошен в реку и вытащен из нее, ребенок получил и свое имя, так как египтяне называют воду "мо", а спасённых "исе". Сложив эти два слова, они дали их ему в виде имени…"
Неизвестно, был ли Моисей на самом деле евреем, или стал им во время сорокалетнего пребывания в Мадиаме; спас ли он свой народ из жестокого рабства или, воспитанный как наследник престола, а затем лишенный царства, создал свой народ и свое государство, объявив себя "настоящим наследником" и взбунтовав часть подданных "узурпатора" Аменхотепа. Птах его знает…

...О царице Хатшепсут и ребенке, дарованном Нилом.Происходило дело это близ Нила в жаркой Сахаре.
Некая Яхмос, жена фараона Египта Тутмоса и его же сестра, родила двух сыновей, которые умерли в детстве, и дочь Хатшепсут.
Не то чтобы фараоны не понимали возможных последствий инцеста, но наследование в период XVIII династии осуществлялось по материнской линии, поэтому по одному лишь праву рождения Тутмос не мог претендовать на престол. А прямая наследница, как женщина, в понятии египтян не очень-то годилась на роль правителя (который суть воплощение Ра). Чётких законов, отстраняющих женщин от власти, впрочем, не было; зато было положение, согласно которому женитьба на законной дочери фараона давала права на трон.
От наложницы Мутнефрет у Тутмоса I был сын – Тутмос II, который унаследовал корону по той же схеме – женился на своей сводной сестре Хатшепсут. У них родились две дочери: Нефру-ра, что умерла в юном возрасте, и Мерит-ра. От наложницы Иси – сириянки, которой дали египетское имя – у Тутмоса II родился сын Тутмос III.
История с престолонаследием готова была повториться, да только Тутмос II правил страной недолго и в 1479 г. до н. э. совсем еще молодым по неизвестной нам причине зачах и отправился в Поля Иалу (в смысле помер), когда его сын был мал еще фараонствовать. И тогда дочь царя, сестра царя и великая жена царя, двадцатипятилетняя Хатшепсут, стала правительницей Египта. Такое случалось – "великие вдовы" до нее трижды в истории садились на трон в случае малолетства наследников и какое-то время правили от их имени.
Тутмос III воспитывался при храме Амона в Фивах, Хатшепсут была при нем регентом до 1473 г.до н.э., когда она, при поддержке главного жреца Сенмута, вместо того, чтобы передать бразды правления племяннику, сама приняла тронное имя Мааткара Хенеметамон и титул фараона. С этого времени ее стали изображать в мужском облике, с накладной бородой и в мужском наряде.
Но все было куда как сложнее и интереснее, нежели обычные придворные интриги. Своих выживших детей мужского пола от фараона у Хатшепсут не было, зато как-то "гуляя по берегу реки и увидев корзинку, увлекаемую течением, она послала пловцов с приказанием доставить её ей. Когда посланные вернулись с корзиною и царевна увидала [в ней] ребёнка, она полюбила его за его величину и красоту… Она указала на него, как на своего желанного наследника, потому что по воле Господа Бога ей не суждено иметь родного сына… Затем его воспитывали с большою заботливостью". Это пишет Иосиф Флавий, I в. н. э. Далее он пишет о намерении дочери фараона сделать найденыша наследником престола.
На каком основании какой-то выловленный из воды неизвестно чей ребенок мог претендовать на престол страны более, чем пусть незаконные, но всё же родные дети фараона? А на том, что для египтян того времени Нил был не просто священной рекой, создавшей цивилизацию – Нил был богом, Великим Хапи. Теперь представим себе следующее: царевна Хатшепсут мечтает о сыне, молит об этом богов. И вот, выйдя на берег Великого Нила, видит в его священных водах корзинку с ребенком, чудесным образом сохраненную от пожрания крокодилами. Просила сына – вот тебе сын. Это не шуточки, объявлять дар Хапи в ответ на молитву случайным совпадением, отвергнуть его – значит, навлечь на себя божественный гнев. А с богом реки, от капризов которой зависит все благополучие страны, ссориться дураков нет. И еще один важный момент: фараон был непосредственно сыном бога, пусть и принявшего облик царя для осуществления зачатия. Так что дитя, ниспосланное богом царице через священные воды Нила в ответ на молитвы, было, в общем-то, ничем не хуже ниспосланного тем же богом царице "стандартным способом", и вполне серьезно рассматривалось, как законный сын и наследник престола.
Честно говоря, вся эта история с плавучей корзинкой довольно мутная – в Месопотамии бог на водах реки тоже периодически откуда-то приносил младенцев, становившихся потом великими политическими деятелями. Но факт остается фактом – у третьего Тутмоса появился малолетний конкурент, имевший более серьезные права на престол.
Так что Тутмос так и остался при храме Амона, а "Божественная Супруга Хатшепсут, занималась делами страны двух земель по собственным предначертаниям. Египет работал, склоняя голову перед ней, прекрасным божественным семенем, исшедшим из бога. Она была канат, которым тянут Север, и столб, к которому прикреплен Юг; она была совершенный кормчий у руля Севера, госпожа, которая отдает распоряжения, чьи превосходные начертания умиротворяют обе земли, когда она говорит…" Это писал архитектор и инженер Инени, служивший еще Тутмосу I и переживший саму Хатшепсут.
Годы ее правления были необычными: страна целых двадцать лет не вела ни одной войны, и не по той причине, что вдруг сделалась слабой – эти двадцать мирных лет стали периодом процветания: строительства прекрасных храмов, географических экспедиций и открытий, развития наук, ремесел и искусств, и одарили Египет необоримой силой, что позволила его армиям после смерти Хатшепсут овладеть землями от Месопотамии до Эфиопии.
Больше всего, если судить по записям, поразила воображение современников морская экспедиция в страну Пунт (где-то в районе современного Сомали). Необычность заключалась в том, что миссия подобного масштаба впервые в истории имела дипломатический, а не военный характер. Эскадра, состоявшая из пяти спроектированных вышеупомянутым Инени кораблей, встретила прекрасный прием со стороны тамошнего правительства, в обмен на свои дары египтяне получили тридцать одно благовонное дерево и груды благовонных смол, черного дерева, слоновой кости, золота, ладана, обезьян, борзых собак и прочие кожи леопардов.
На 22-м году правления Хатшепсут умерла, а может, была свергнута или убита – документов не осталось. Известно только, что Тутмос при поддержке группировки жрецов и аристократов вдруг вышел из забвения, женился на ее дочери Мерит-ра, и стал-таки законным правителем, а приемный сын царицы был обвинен в убийстве и приговорен к смерти, однако ему удалось спастись и бежать в Мадиам. Анафеме подверглись и некоторые из окружения покойной царицы — и ранее умершие, как Сенмут, гробница которого была разрушена, и ещё живые (а вот Инени при Тутмосе III успешно продолжал заниматься своим делом).
Были переписаны все официальные хроники, где имя царицы было заменено на имя царствующего фараона и его предшественников. Обелиски в Карнаке были заложены каменной кладкой, изображения по возможности разбивались, а имя Хатшепсут выбивалось из рельефов и росписей и заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III.
Новый фараон старался, похоже, вообще вычеркнуть из истории память о своей предшественнице. По нашим меркам – обычное дело, но точки зрения древних египтян – нечто совершенно неслыханное. Ситуации, когда наследником фараона становился его враг, в истории Египта бывали, но борьбы с памятью об умершем предшественнике при этом не осуществлялось. Подобный акт вандализма был в истории только два раза (второй раз – когда Хоремхеб проклял Эхнатона, но там отдельная песня). Дело в том, что дух умершего (точнее, его "астральный двойник" – ка) продолжал существовать в мире живых и активно участвовать в их жизни. "Якорем" его в этом мире и служили многочисленные статуи усопшего и начертанные знаки его имени – чем их больше, тем прочнее существование ка. Короче, не вдаваясь в подробности, уничтожение статуй и надписей было для египтян, во-первых, поступком совершенно мерзостным по отношению к усопшему и решительно осуждаемым общественным мнением, а, во-вторых, связано с немалым риском мести со стороны еще "недобитого" ка покойного (особенно ка фараона – ка бога).
Тем не менее Тутмос III решился. Во-первых, это было "чисткой архивов" с целью уничтожить возможность официального восстановления на царстве линии Хатшепсут и ее наследника (впрочем, кавычки с "чистки архивов" можно убрать – папирусных документов, думаю, тоже пожгли немало). Во вторых, Тутмос III не только лишил сына Хатшепсут власти, но и стремился убить его, что не могло не вызвать ее противодействия – новый фараон, чтобы обезопасить себя, боролся с астральным двойником покойной царицы – уничтожая статуи, обелиски, изображения Хатшепсут, он преследовал цель не столько даже уничтожить о ней память, сколько лишить возможности воздействовать на его земные дела.
Вообще говоря, этот парень с хитроватой улыбкой на лице стал очень неплохим фараоном. Я бы даже сказал, великим. Наверно даже, если измерять успех правителя его завоеваниями (А. Македонский вне конкурса), величайшим в истории Древнего Египта.
Он провел семнадцать успешных военных кампаний и создал первую подлинную империю – владения Тутмоса III простирались от Кипра на севере и Евфрата на северо-востоке до V порога Нила на юге и оазисов в Ливийской пустыне на западе, превысив по размерам все существовавшие ранее государства, в том числе Саргона Аккадского и Хаммурапи. За достигнутые при нём рубежи, как на севере, так и на юге, не вышел ни один из его преемников. Египет превратился в могущественную мировую державу, протянувшуюся вместе с подчиненными территориями с севера на юг на 3500 км. Известно, что сфера юрисдикции его военачальника Тути, назначенного губернатором "северных стран", включала, помимо Сирии-Палестины, также Кипр и расположенные в бассейне Эгейского моря очаги крито-микенской цивилизации. Помимо небывалого расширения территории государства, заслугой Тутмоса III было также создание первой в мире профессиональной армии
Тутмос III мирно умер 11 марта 1436 до н. э., оставив огромное государство своему сыну Аменхотепу II, не столь великому. Тот провел ещё один карательный поход в Азию, сопровождавщийся жестокостями против местного населения, резко контрастировавшими с гуманной политикой его отца… И вот тут в Египте вдруг вновь объявился приемный сын Хатшепсут, чтобы спеть ему знаменитую песню "Let`s my people go!"
Флавий: "От того, что он был брошен в реку и вытащен из нее, ребенок получил и свое имя, так как египтяне называют воду "мо", а спасённых "исе". Сложив эти два слова, они дали их ему в виде имени…"
Неизвестно, был ли Моисей на самом деле евреем, или стал им во время сорокалетнего пребывания в Мадиаме; спас ли он свой народ из жестокого рабства или, воспитанный как наследник престола, а затем лишенный царства, создал свой народ и свое государство, объявив себя "настоящим наследником" и взбунтовав часть подданных "узурпатора" Аменхотепа. Птах его знает…

Из королевских высочеств обычно получаются величества.)
Shii, а можно ссылку на источник? Интересно же)))
О, там вообще очень много интересного, не только по истории. *__*
Научно-популярное жж.
haritonoff.livejournal.com/